Мир лекарств прошлого+

Отдельного упоминания заслуживает довольно обширная группа лечебных средств (было бы правильнее назвать их предметами), якобы наделенных магической силой.В разные времена и в различных ситуациях такими предметами становились драгоценные и обычные камни, корни растений, копыта и рога животных, деревянные и глиняные статуэтки. Для исцеления или предупреждения болезни эти предметы привязывались к телу больного, благодаря чему на Руси в древности их называли «наузы» (то есть то, что привязывается, или «навязывается», на тело), у арабов—«амулеты» и «талисманы» (чародейное изображение), у древних римлян — «лигатура» (соответствует русской «наузе»). Доверие к предметам-целителям было очень велико. «Среди различных способов лечения я не отвергаю тот, который производится магически при помощи наложения и навешивания камней…» — писал в своем сочинении «О причине, начале и едином» выдающийся мыслитель Джордано Бруно.

Даже отказавшись от произнесения заговора и отрицая волшебную силу талисманов и амулетов, врачи долго не решались обойтись без них совсем. Так, выдающийся римский врач Гален (II век нашей эры) объявил бессмысленным ношение цветка пиона, которым якобы предупреждал припадки эпилепсии, и рекомендовал принимать его внутрь. В другом случае немецкий ученый Гравинус (XVI в.) высмеял в своих сочинениях ношение драгоценных камней в качестве амулетов и предложил принимать внутрь приготовленные из них порошки.Одна из последних попыток использовать талисман в научной медицине относится к началу XIX века. В 1857 году в России была переведена книга профессора Берлинского университета X.Гуфеланда, где, в частности, значилось: «Золотушное состояние следует лечить прикладыванием к животу мешочка с укрепляющими травами».Можно полагать, что в некоторых случаях даже прописи Гуфеланда могли оказаться полезными. Скорей всего случалось это тогда, когда можно было рассчитывать на силу самовнушения (сегодня мы это называем психотерапевтическим эффектом).

НАПИШИТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ